Гипноз с момента своего появления (в западном мире) претерпел множество трактовок и «единственно верных» разъяснений, и данный процесс продолжается по сей день. Возможно, именно из-за этого с терминологией, используемой для объяснения механизмов гипноза, до сих пор все непросто. И, наверное, самыми неразлучными спутниками любых обсуждений гипноза являются такие понятия, как «внушаемость» и «гипнабельность». О них и поговорим в этой статье.
Понятие гипнабельности пришло к нам от отцов основателей классического гипноза, которые с его помощью классифицировали своих пациентов, в зависимости от того входили те в гипноз (по их команде) или нет. Вроде бы все просто: кто в гипноз по команде входит – гипнабельный, кто – погружается в транс медленно и плохо – мало гипнабельный, кто совсем гипнотизера не слушается (ему говорят, например, что он глаза открыть не сможет, а он открывает без проблем) – значит совсем негипнабельный. Но не тут-то было.
"Гипнабельность" и "внушаемость" в Эриксоновском гипнозе
Со временем понимание гипноза и транса сильно изменилось (в научных кругах, по крайней мере). Особенно, после появления гипноза Эриксоновского. Вдруг обнаружилось, что транс (который нередко понимался, как синоним гипноза) – состояние вполне естественное и испытывать его может каждый (более того не только может, но и испытывает, причем регулярно). Тогда стали говорить уже чаще о внушаемости, то есть о готовности человека принимать внушения (приказы, установки, идеи) другого человека – первым из которых в классическом гипнозе и являлась команда «спать» (войти в транс). Была попытка просто взять и заменить один термин другим: если внушения принимает – значит гипнабельный. Но и тут все оказалось не так однозначно. Эриксон, вообще ученым трактователям и объяснятелям сильно жизнь осложнил. Он на практике доказал, что в измененное состояние сознания человека можно погрузить, как бы и не внушая (не приказывая) ему ничего. Его гипноз больше напоминал предложение или приглашение войти в транс. Тогда стали разделять внушения на прямые и косвенные и говорить о директивном и недирективном подходах. Но это уже отдельная тема.
Среди специалистов по Эриксоновскому гипнозу принято считать, что термин «гипнабельность», корректно употреблять, лишь для того, чтобы проиллюстрировать насколько легко и быстро человек может достигать трансовых состояний. Ведь одному клиенту нужно секунд пять-десять, чтобы погрузиться в глубокий гипноз, а другому – для достижения даже легкого транса может не хватить и часа. Но это, конечно, крайности. Что же касается термина «негипнабельный», то Эриксонианцы от него вообще отказались. Для Эриксоновского гипноза негипнабельных людей нет. А уровень гипнабельности, помимо индивидуальных особенностей, во многом определяется, еще и наличием (или отсутствием) у человека страха или внутреннего сопротивления. «Внушаемость» же понимается специалистами по Эриксоновскому гипнозу, скорее как готовность к сотрудничеству. И от этой готовности напрямую зависит количество принимаемых человеком внушений. Ведь с точки зрения Эриксоновского гипноза, любое внушение может быть отвергнуто, и это нормально. Причем внушаемость вовсе не обязательно является принадлежностью транса, она проявляется и в обычном состоянии сознания.
Важно также отметить что гипнабельность и внушаемость – это не константа, а величины непостоянные. Способность человека погружаться в трансовые состояния можно развивать, как и любой другой навык. Она зависит от практики и отношения человека к процессу. Часто после нескольких сеансов, клиент, убедившись в том, что в трансе с ним ничего страшного не происходит (и под гипнозом он вовсе не превращается в безвольную беспомощную «медузу»), вместо страха начинает испытывать интерес. Тогда чрезмерные защитные блоки психики убираются, а гипнабельность, можно сказать, резко растет. Внушаемость же согласно последним исследованиям вообще является состоянием сиюминутным и тот, кто вчера обладал повышенной восприимчивостью к внушениям, сегодня легко может быть абсолютно «невнушаем». Внушаемость во многом определяется текущим настроением и мотивацией человека. Жан Беккио (президент Французской ассоциации гипнотерапии и один из великих гипнотерапевтов нашего времени) рассказывал на своем семинаре, что за десятилетия работы с больными, умирающими от рака, он ни разу не сталкивался с негипнабельными (или невнушаемыми) пациентами, которым нужно было проводить обезболивание с помощью гипноза.
"Внушаемость" и сила воли
Что касается связи между внушаемостью и такими качествами как сила воли, интеллект и прочее, никакой категорической корреляции здесь нет. Готовность или не готовность человека к принятию внушений в гипнозе (и без него) в большей степени определяется созданными условиями и его текущим состоянием. Опять же даже проявленная внушаемость не тотальна. Человек, легко принявший внушение расслабления, комфорта и других трансовых атрибутов, и даже галлюцинирующий приятные образы, почти наверняка отвернет команду, противоречащую его моральным или другим важным принципам. Контроль вообще никуда в гипнозе не исчезает. Просто в некоторых случаях, когда с гипнотерапевтом установлены доверительные отношения, и человек позволяет себе в трансе ни о чем не беспокоиться, а полностью расслабиться и как бы отключиться, вся забота о безопасности переходит на время к Бессознательной части его личности.